“Есть только 10 лет, чтобы построить цифровую Россию”: директор РАЭК о возможностях и препятствиях развития Рунета
21 сентября в Москве в Цифровом деловом пространстве (ЦДП), стартовал РИФ in the City — rif.ru. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко представил обновлённые сценарии Экономики Рунета до конца 2020 года и спрогнозировал развитие цифровой экономики России до 2030 года. Доклад прозвучал в рамках секции “Рунет 2020: тренды” РИФ in the City — культового интернет-форума, впервые прошедшего в Москве.
В 2016-2019 году интернет-экономика России демонстрировала устойчивый рост в среднем на 15-20% в год, но 2020 год стал особенным. С учетом пандемии COVID-19, падения курса рубля и глобального переформатирования экономики в целом, в апреле 2020 года были представлены прогнозируемые сценарии развития экономики Рунета на 2020 год. Поскольку масштабы и скорость происходящих изменений не позволяли дать точные прогнозы, и существовали опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг., были введены 2 градации кризисного сценария 2020 года:
В сентябре аналитики РАЭК обновили прогноз на 2020 год с учетом тех трендов, которые наблюдаются на интернет-рынках в последние месяцы.
Согласно обновленному прогнозу, два из четырех сегментов экономики Рунета (электронная коммерция и цифровой контент) сохранили динамику и развиваются по стабилизационному сценарию, характерному для “доковидного” периода (16-18% и 15-16% соответственно). В то же время маркетинг и реклама следуют кризисному негативному сценарию (2-3% роста с отрицательной динамикой некоторых рынков), а сегмент инфраструктуры — кризисному умеренному (8-10% роста).
Чем это объясняется? Развитие цифрового контента и электронной коммерции в большой степени зависит от аудитории — вслед за пользователями в онлайн переместилось потребление как товаров, так и контента. Инфраструктура же, равно как и маркетинг и реклама, зависят от корпоративных бюджетов, поэтому в их отношении оправдались кризисные сценарии.
Необходимо отметить, что прогнозируемый рост сегментов цифрового контента и электронной коммерции обеспечен в большей степени за счет 1-3 кварталов 2020 года, в то время как в 4 квартале ожидается снижение темпов вследствие падения покупательной способности населения, а также оттока части пользователей, привлеченных акциями и специальными предложениями.
В целом экономика Рунета продемонстрировала свою устойчивость и способность адаптироваться к кризисным условиям. По мнению Сергея Плуготаренко, причиной этому стала не государственная поддержка, а сильный “цифровой контур” — сложившаяся экосистема компаний, получающих основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, а также инфраструктуры и связи.
“Россия — одна из немногих стран мира, которая имеет свои собственные поисковые сервисы, социальные медиа, картографические сервисы, где работают локальные игроки в отрасли электронной коммерции. В период пандемии коронавируса отечественные интернет-сервисы не только смогли оперативно перестроить бизнес-процессы и адаптироваться к новым условиям. Они также позволили гражданам России сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые им товары и услуги”, — подчеркнул директор РАЭК.
Сегодня в России уже сложилась развитая экосистема цифровой экономики, начиная с технологий и пользователей и заканчивая нормативно-правовой базой, направленной на развитие цифровой экономики. Среди таких документов — Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 год, Нацпрограмма “Цифровая Экономика РФ 2024”, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта и другие.
Казалось бы, условия для развития высокотехнологичных бизнесов создаются, ограничения устраняются, инфраструктура есть, пользователи активно потребляют цифровые сервисы. Почему Россия всё ещё не стала мировым лидером в сфере цифровой экономики?
Основные причины:
Один из возможных путей для России — азиатский путь. Индия, Южная Корея, Малайзия и другие страны смогли добиться впечатляющих результатов в области цифровой экономики благодаря государственной поддержке R&D в сфере цифровых инноваций, усилению конкуренции, привлечению зарубежных инвестиций и популяризации ИТ-образования.
Так, во многом благодаря национальным программам поддержки инноваций и стартапов (Make in India, Digital India, National Strategy for AI) объем цифровой экономики в Индии к 2025 году может достичь $1 трлн. Правительство Южной Кореи направляет существенные средства (около 5% ВВП) на поддержку R&D-проектов, что обеспечивает неизменное попадание родины Samsung и LG в ТОП-3 стран по Индексу развития ИКТ. Национальные стратегии Малайзии, начавшиеся в 1996 году с запуска особой экономической зоны MSC Malaysia привели цифровую экономику страны к 65 млрд долларов США в год (⅕ ВВП страны).
“События 2020 года показали, как могут в один момент разрушиться планы крупных компаний и институтов развития, как не актуальны сегодня прогнозы, которые мы делали вчера, и как сильно технологическая отрасль подвержена влиянию внешних факторов. Именно поэтому сегодня мы хотим заглянуть в далекое будущее и предсказать, что ожидает экономику Рунета не сегодня, не завтра, а через 10 лет -- мы уверены, в современных реалиях важно мыслить и планировать наперед, быть на сотню шагов впереди конкурентов и обстоятельств. Наш прогноз можно воспринимать, как смелую визионерскую идею, а можно -- как вектор развития для российского ИТ”, — отмечает директор РАЭК.
Аналитики РАЭК полагают, что у России есть все необходимые ресурсы для того, чтобы занять лидирующие позиции в сфере цифровой экономики:
Развитие цифровой экономики в азиатских странах в последнее десятилетие идет беспрецедентными темпами. Индия, Южная Корея, Малайзия – подают примеры, и вот в чем:
Программа “Make in India” – государственная программа, запущенная 25 сентября 2014 года. Программа направлена на стимулирование зарубежных компаний производить товары внутри страны, привлечение иностранных инвесторов, рост занятости и развитие партнерства между бизнесом и государством.
В то же время, поддержка и развитие национальной сферы ИКТ является одним из главных государственных приоритетов в последние десятилетия: популяризация ИТ-образования, налоговые льготы, финансирование R&D-проектов.
Другие инициативы:
Согласно прогнозам, к 2025 году объем цифровой экономики в Индии достигнет $1 трлн
Основополагающие НПА в сфере развития цифровой экономики были приняты еще в конце 20 века: 1986 год - Закон об информационных сетях, 1995 год - Закон о проведении информатизации, 1999 год - Закон об электронной цифровой подписи, 2001 год - Закон об электронном правительстве, 2005 год - Закон об электронной подаче заявления. Также были проведены масштабные кампании по повышению цифровой грамотности различных социальных групп. Правительство направляет существенные средства (около 5% ВВП) на поддержку R&D-проектов.
Южная Корея неизменно входит в ТОП-3 стран по Индексу развития ИКТ, который ежегодно измеряется Международным союзом электросвязи.
Национальная программа по развитию цифровой экономики Малайзии стартовала в 1996 году с запуска MSC Malaysia (Multimedia Super Corridor Malaysia) - особой экономической зоны, которая стала центром притяжения для инновационных бизнесов в сфере развития мультимедийных технологий. Центральная идея программы - сотрудничество консорциумов, состоящих из локальных и зарубежных производителей, с правительственными агентствами, министерствами и департаментами с целью ускорения социально-экономического развития Малайзии в информационную эпоху.
Другие инициативы:
Сегодня вклад цифровой экономики в экономику Малайзии составляет ⅕ ВВП страны (270 млрд малазийских ринггитов или 65 млрд долларов США)