Пандемия коронавируса и возросшая популярность сетевых ресурсов обострила одну из важнейших социальных проблем в сфере цифровых коммуникаций – массовое распространение противоправной информации в Интернете. Здесь можно в первую очередь привести в пример фейки о коронавирусе, но речь также и о других видах противоправного контента. И если отечественные компании, предоставляющие пользователям информационно-коммуникационные площадки, довольно быстро реагируют на запросы по удалению противоправного контента, то зарубежные компании, имеющие практически ничем не ограниченные возможности зарабатывать на российском рынке, делают это далеко не всегда. При этом у многих иностранных кампаний нет своих полноценных представительств в РФ, что затрудняет противодействие распространению незаконного контента в русскоязычном сегменте Сети, в первую очередь в части реагирования на жалобы пользователей. Как навести порядок в российском Интернете и побудить зарубежных организаторов распространения информации к социальной ответственности в отношении российских пользователей?
Темы для обсуждения:
"Огромное количество фейков о коронавирусе мы выявили за последние месяцы, но они постепенно мутируют. Одно из направлений мутации — кибермошенничество. Второй вид мутации — фейки о Конституции.
С помощью различных анонимайзеров и VPN люди всё равно смогут пользоваться сервисами.Отмечу, что отдать все полномочия социальным сетям тоже неправильно. Мы видим, что YouTube удаляет произвольно аккаунты и ролики, нарушая наш закон о СМИ. Можем ли мы через российские суды чего-то добиваться? Можем ли мы взыскать штрафы с площадок за нарушения законов?
Мы всегда выступали за введение чётких правил, чтобы был список слов, за которые тебя могут заблокировать. Не может быть такого, что у соцсети есть все права определять, какой контент будет доступен. Нужно поддержать саморегулирование социальных сетей"
При распространении фейка необходимо в один-два часа давать опровержение. Не нужно говорить об угроза: приводите реальные цифры и факты"
“Многие государства активно разрабатывают законодательства об ответственности социальных сетей, чтобы принудить их обеспечивать интересы пользователей. Являются ли они нейтральными или можно приравнять их к СМИ?
США всегда отличались с тем, что было установлено, что социальные сети не являются издателями и спикерами информации, у них был иммунитет от исков. Во Франции уже принят закон, что соцсети в течение часа должны удалять детскую порнографию и информацию о терроризме. Компании должны публиковать отчёты о том, что они сделали для модерации контента. Австралия хочет наделить платформы статусом издателей со всеми вытекающими последствиями”
“Говоря о штрафах, я бы начал с того, что нужно создать комфортную правовую среду. К примеру, вчера Евросоюз объявил, что возобновляют работу над директивой о регулировании интернета. Нужно обеспечить нормальную конкуренцию. Регулирование контента — это общемировой тренд. Справиться с этой задачей могут только соцсети.
Есть правило оседлости. Если мы говорим про штрафы за отсутствие локализации персональных данных, то мы столкнемся с проблемой, что у них нет представительства в России. Например, Израиль исходит из процента, который происходит по услугам на их территории для их граждан.
Кроме того, сегодня необходимо саморегулирование, сейчас идёт тренд на либерализацию законодательства. Чтобы его совершенствовать, нужны единые правила для площадок и пользователей”
"Сегодня российские и зарубежные компании находятся в неравных условиях. Нужно, чтобы западные компании открывали представительства в России, службы русскоязычных модераторов. Пользователь должен понимать, кто и в какой срок отвечает на его жалобы и на каком основании.
В ситуации с Телеграмом мы не обеспечили блокировку. Я против блокировки Фейсбука. Я предлагаю ограничение рекламной деятельности. Цифровые компании — это, прежде всего, рекламные бюджеты. Нужно подумать над рекомендациями российским компаниям не размещаться на таких площадкам. Возможно, на уровне рекомендательного письма. Мы думали о создании недобросовестных рекламных площадок, не соблюдающих российское законодательство"