По оценкам ТИАР-Центра, оборот контрафакта непродовольственных потребительских товаров в 2019 г. в России составил 5,2 трлн руб. Среди страдающих из-за контрафакта отраслей — детские игрушки, одежда и обувь, аксессуары для потребительской электроники, бытовая химия.
Контрафакт – это не только экономические потери правообладателей, производителей оригинальной продукции. Это и ущерб для государства: объем недополученных налогов только в части НДС оценивается в 533 млрд руб. Кроме того, потребители, покупая контрафакт, заведомо получают товар непредсказуемого качества, потенциально опасный для здоровья.
Одним из главных каналов сбыта контрафактной продукции являются крупнейшие оптовые рынки Москвы. Здесь продается до 80% контрафакта непродовольственных товаров России - для последующей перепродажи на розничных рынках, на «островках» в торговых центрах, а также в онлайн.
Падение доходов населения на фоне изоляционных мер в период COVID-19 может увеличить объем некачественной контрафактной продукции на прилавках, так как ее стоимость существенно ниже оригинальных товаров.
Как эффективно бороться с контрафактом? Как сделать бизнес на контрафакте экономически невыгодным?
На рынке электроники ситуация обстоит несколько по-другому. Согласно нашему исследованию, в целом рынок электроники — один из самых консолидированных, это рынок бренда. Потребители покупают прежде всего бренд, тут играет роль доверия к нему.
Безусловно, электроника — сложный товар. Это важно, поскольку контрафакт — продукт, который, напротив, легко подделать. Однако небольшой процент контрафакта все же присутствует, и связан он с аксессуарами. Бороться с ним нужно, выявляя центры концентрации поддельной продукции.
Если товар не опасен для здоровья, то потребитель получает удовольствие от того, что может показать свой статус благодаря его наличию. Говоря о международном опыте, во Франции, например, к уголовной ответственности привлекались потребители, которые, заведомо зная, покупают контрафактные товары.
Считаю важным то, что в рамках исследования, проведенного ТИАР-Центром, вы нашли, изучили и показали магистральные каналы сбыта контрафакта.
Что касается оборота товаров, контрафакт — это одна из составляющих проблем. Более широкое понятие — незаконный оборот товаров: продажа мимо кассы, контрафактного товара, фальсификата, просто некачественного товара. Сектор на самом деле очень широкий. Мы хотим бороться со всем сразу, но нужно учитывать цель и специфику в каждом конкретном случае.
Внедрение системы маркировки не является гарантией, что рынок будет обелён. Хотя эти системы помогают эти риски снизить. Важно использовать маркировку не для того, чтобы повышать нагрузку на бизнес,а чтобы усилить борьбу с чёрным сегментом рынка.
В последние годы проблема контрафакта усиливается. Я очень рад, что проблема обсуждения поддельной продукции выходит на первый план. В связи с экономической ситуацией контрафакт поднимает голову. Весь его поток втекает в страну через крупные оптовые рынки и растекается по всей стране. Для нас как для производителя это деликатная тема.
Сегодня проблема контрафакта достаточно остро стоит на территории всего Таможенного союза. Многие забывают, что такая продукция по ряду категорий может нанести вред здоровью.
Во-первых, необходимо ужесточение юридических мер наказания лиц, которые занимаются контрафактом. На сегодняшний день, в законодательстве не предусмотрены, к примеру, меры наказания для арендодателей, которые способствуют продаже контрафакта.
Во-вторых, необходимо упрощение делопроизводства. На практике это очень болезненная процедура со всех сторон. Сложный и тонкий процесс, который требует некоего упрощения. Кроме того, стоит обратить внимание на синхронизация законодательных баз в государстве.