О том, что из себя представляет цифровая болезнь XXI века, как побороть деструктивный контент и что делать с фейками, кибермошенниками и кибербуллингом узнали на РИФ.онлайн.
1 июня 2020 года в рамках РИФ.онлайн прошла секция, посвященная консолидации усилий общества, бизнеса и государства в борьбе с угрозами в интернет-пространстве. Участники обсудили последствия всплеска кибербуллинга, меры ответственности за оскорбление в сети, а также роль регулятора и законодателей в противодействии деструктивного контента.
“На мой взгляд, угрозы исходят от анонимности и не анонимности материалов. Благотворная среда несет иллюзию вседозволенности. Я сторонник подхода, что читать информацию в сети можно анонимно, а писать только после идентификации. Необходима система, которая будет определять пользователей. Фактически все правонарушения благодаря системе идентификации мы сможем сократить до минимума. Цифровой профиль граждан — это отличный инструмент контроля происходящего в сети.
В нашей стране необходимо разрабатывать законы таким образом, чтобы была недорогая система фиксации виновных, разрушалось недоверие к власти и все права были доступны не только как пользователю, но и как гражданину и человеку”, — Илья Костунов, советник руководителя фракции ВПП "ЕР" в ГД (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации).
“Мы собрались сегодня в День защиты детей и для нас, как для Лиги, из защита в сети — ключевое направление. В 2019 году мы выявили порядка семи миллионов детей, которые состоят в деструктивных группах. В этом существуют миллионы российских детей:они живут в таком негативе ежедневно. От приложенных усилий со стороны общества и государства будет зависеть, какой психологический климат будет окружать подрастающее поколение.
Ещё одна проблема — распространение недостоверной информации. Сейчас коронавирус используется как резонансная тема. Мы выявили более 9000 сообщений фейков.
Появились новые виды мошенничества: подделка ресурсов компаний, которые занимаются доставкой и логистикой. Увеличивается мошенничество, связанное с продажей флешек, кремов и лосьонов, которые снимают излучение 5G”, — Екатерина Мизулина, директор (Лига безопасного Интернета).
“По поводу кибербуллинга все понимают, что что-то нужно делать. Группы заблокированы, а те, кто их организовывал, создают новые. Почему нельзя принять соответствующие поправки в законодательство? Вопрос дискуссионный. Что-то должно наказываться административно, а что-то по уголовному законодательству.
Фейки — это ещё одна большая боль и беда. Некоторые социальные сети пытаются вычищать платформу от фейков о коронавирусе. Однако в это же время на этих платформах выдаётся реклама с фейковой информацией”, — Александр Малькевич, председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций (Общественная палата Российской Федерации).
“На самом деле в этом году всплеск инициатив государств по поводу фейков и кибербуллинга. Опыт Малайзии был интересен: они первыми приняли закон и привлекли к ответственности виновных, потом новый президент сказал, что это ограничение свободы слова, и закон отменили.
В этом году снова всё поменялось. Идеи основные — это больше привлекать социальные сети к защите пользователей. И к защите от фейков тоже. Можно привести пример Германии, которая разрабатывает требования к платформам о заботе о пользователях. Они даже издали белую книгу с лучшими практиками, и компании будут обязаны исполнять кодекс практики”, — Анна Дупан, директор Института проблем правового регулирования (Высшая Школа Экономики (НИУ ВШЭ).
“Все мошенники активизировались из-за перехода на удалёнку, так как внутри периметра компании есть защита, а дома есть большие возможности для атаки. Злоумышленники начали с рассылок. Если письмо откроет технический директор или бухгалтер, это может быть фишинг или заражение вирусом. И тогда опасности подвергается вся организация.
Часто это бывает розыгрыш. Схема немного усложнилась. Заманивают гивэвэем в инстаграме, потом ведут переписки и просят перевести обеспечительный платёж. Обычно это небольшие деньги”, — Андрей Бусаргин, Директор департамента защиты бренда и интеллектуальной собственности (Group-IB).
“До начала эпидемии мы обсуждали тему саморегулирования социальных сетей, и тогда ещё был актуален тезис о том, что это ответ сообщества или индустрии на недостаток регулирования.
Сейчас, во время эпидемии, это распространяется на всё население. Когда ставится вопрос о необходимости контроля, которые должны использовать в своих алгоритмах крупные площадки, общество и государство должно иметь определённую степень контроля”, — Борис Едидин, партнёр, Эффективные бизнес ресурсы.
Запись доступна:
на официальном сайте РИФ.Онлайн — https://2020.rif.ru/online#section-5746
на YouTube — https://youtu.be/57xOgAZN3UA