Об информационной повестке государства и фактчекинге на онлайн-платформах рассказали эксперты на РИФ.Онлайн.
1 июня в рамках РИФ.Онлайн прошла секция, посвящённая информационным фейкам и борьбе с ними. Спикеры подсветили проблемы и предложили пути противодействия информационному вирусу.
“Информационным вирусом заражается много людей. Парадокс в том, что компании объявляют о введении инструментов самоконтроля, но раз за разом эта борьба проваливается”, — Александр Малькевич, председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций (Общественная палата РФ).
“Выявление фейков — это большая работа. Мы провели работу по фальсификации истории — по фейкам, связанным с ВОВ. Упоминание “победобесия” выросло в 5 раз. Если сначала такой контент производился за рубежом, то потом идёт перенятие информационной повестки, и уже люди сами генерируют контент. Раньше российские пользователи занимали в этом 38%, а сейчас уже 48%.
Каждое государство и каждый ресурс сами будут защищать свои интересы. Понимать, что происходит, мы пока не научились. Это должна быть инициатива общественная, государственная. Фейковые кампании имеют большое влияние на настроение и поведение населения”, — Андрей Фадеев, заместитель генерального директора по стратегическим коммуникациям (Крибрум).
“У российской мягкой силы есть несколько аспектов: культура, спорт, наука, космос. В середине нулевых годов был принят ряд мер по противодействию мягкой силы России. Планомерно разрушается правильный образ нашей страны у масс электората.
Проверять бесполезно, потому что по целому ряду фейков соцсети не будут заниматься фактчекингом. Противодействие такое симметричное, когда мы просто закрываем, накладываем штрафы, отвечаем на вбросы, — этого недостаточно. Нужно формировать собственную информационную повестку. Главной нашей целью должно быть наше нахождение на этих площадках. Важно преподавание истории в школах и вузах. Нужно оперативно подсвечивать ситуацию”, — Александр Гребенюк, заместитель декана (МГУ им. Ломоносова).
“В эпоху до интернета нужно было получать разрешение Роскомнадзора, чтобы стать СМИ. Интернет эту парадигму сдвинул — теперь не нужно получать лицензий.
Проблема сейчас — мы не даём своей повестки. В СССР рисовались плакаты, был ряд идей национальных. На мой взгляд, государству нужно давать свою повестку. Многие госорганы недостаточно взаимодействуют друг с другом, нет согласованности. Победа возможна только тогда, когда есть согласованные действия. Нужно наладить единую линию.
У нас никто не занимается отслеживанием фейковых видео, которые могут нести опасность. Через официальную рекламу YouTube мошенники рекламировали сайты о социальных выплатах. Раз мы не хотим блокировать, давайте заработаем денег на этих ресурсах”, — Владимир Зыков, директор (Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров).
Запись доступна:
на официальном сайте РИФ.Онлайн --https://2020.rif.ru/online#section-5745
на YouTube — https://youtu.be/9hvczM6IwVY