О том, смогут ли легальные аудиовизуальные сервисы удержать аудиторию после снятия режима самоизоляции, а также как и за счет чего будет развиваться рынок, рассказали приглашенные эксперты на РИФ.онлайн.
14 июля 2020 года в рамках РИФ.Онлайн состоялась дискуссия о настоящем и будущем российских аудиовизуальных сервисов и и их конкуренции с иностранными платформами. Спикеры обсудили, какие тренды появились из-за карантина и какие меры предлагаются для сохранения высокой доли рынка у отечественных онлайн-кинотеатров.
“В Евросоюзе у Netflix 52% выручки, 21% — Amazon, по несколько процентов у HBO и других сервисов и ничтожные проценты у некоторых локальных сервисов. Боюсь, что эта волна может захватить и российский рынок, который не очень ещё готов к такого рода конкуренции.
У нас по законодательству не считаются аудиовизуальными сервисами платформы с пользовательским контентом. Получается, что TikTok и соцсети ограниченно используют профессиональный контент, но не совсем честно, что YouTube лишён всех “прелестей” регулирования, которое относится к аудиовизуальным сервисам.
Очень сложно представить себе подсчёт пользователей и выручки, если сервис встроен намертво к какому-то сегменту электроники. Это тоже коллизия, которую нужно разрешать”, — Алексей Бырдин, генеральный директор (Ассоциация "Интернет-видео"), координатор кластера “РАЭК / Медиа”.
“Мы все ощутили рост потребления контента, что сказалось на росте онлайн-сервисов. Netflix увеличил аудиторию со 130 млн пользователей до 186 млн. Disney+ запустился в прековидную эпоху и поймал этот рост, он вырос до 155 млн пользователей. В рамках поддержки медиапотребления раздавалось много подписок. Дальше вопрос сохранения этой базы. Здесь мы возвращаемся к контенту — content is still the king. Netflix отснял и зарелизил много контента в ковидный период.
Первый тренд — экранизация мюзиклов. Второй — отсутствие окна между офлайн- и диджитал-выходом премьеры. Растёт стоимость производства контента. Рекламные доходы, особенно в ковидную эпоху, сильно падают. С учётом того, что кинотеатры были закрыты, фильм “Спутник” вышел только в онлайне. Это очень интересный прецедент для рынка. Мне кажется, это сохранится и в постковидную эпоху.
У Netflix порядка 200-250 тысяч подписчиков в России, то есть около 1 млрд выручки. У Apple Plus мало тайтлов, Amazon в России супернишево представлен. Если говорить, что это рынок онлайн-кинотеатров, то до 10% — иностранные сервисы. Если смотреть с YouTube и iTunes, то 30-40% есть у иностранных сервисов”, — Александр Кардаш, директор практики медиа и развлечений (PwC).
“Евросоюз идёт к защите локальных игроков и к тому, что, если вы как компания влияете на пользователей ЕС, эффект присутствия равен юридическому эффекту. Есть Директива ЕС, которая регулирует цифровое пространство. В ней изложен принцип, что, если вы воздействуете на жителей ЕС, вы должны платить налоги и подчиняться законодательству ЕС.
При идеальном развитии все субъекты предпринимательской деятельности должны иметь равные права и обязанности. На сегодняшний день есть сложность, потому что IT-гиганты развились и убегают от юрисдикций. Они уютно делают прописку на территории Ирландии, платят до 4% налогов и счастливы.
Мы предлагаем создать возможность иностранцам выбирать — либо они делают здесь представительство, либо совместное предприятие с иностранной долей 20%, если больше, то эта сделка должна согласовываться. Представительство должно быть в понятной и лёгкой форме, как, например, в Канаде. Возможно, следует использовать российских платёжных агентов, чтобы понимать доли рынка российских и иностранных игроков. Нужно подумать о мерах принудительного исполнения судебных актов в отношении иностранных субъектов”, — Александр Журавлёв, управляющий партнер (ООО "ЭБР"), председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики (Московское отделение Ассоциации юристов России).
Запись секции доступна:
на официальном сайте РИФ.Онлайн — https://2020.rif.ru/online/5785
на YouTube — https://www.youtube.com/watch?v=N-F5tRmSKdU