29 апреля и 30 апреля 2020 года в рамках проекта РИФ.онлайн состоялась пресс-конференция, посвященная итогам всероссийской онлайн-акции “Цифровой Диктант”.
Организаторы и партнеры акции “Цифровой Диктант” собрались на одной онлайн-площадке, чтобы представить и обсудить расширенные итоги самого масштабного измерения уровня цифровой грамотности россиян.
Особый акцент был сделан на региональных особенностях цифровой грамотности и результатах Цифрового Диктанта в регионах. По итогам акции будут созданы подробные аналитические отчеты для каждого региона РФ, в которых будет представлены сильные стороны и точки роста в области цифровой грамотности, а также рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности в каждом регионе.
Кроме того, был представлен образовательно-просветительский онлайн-курс по цифровой грамотности для учителей. Организаторы и партнеры также обсудили возможности применения результатов проекта для развития цифровой экономики.
Спикерами пресс-конференции стали:
Сергей Гребенников представил главные итоги Диктанта, а также презентовал аналитические данные по уровню цифровой грамотности.
В 2020 году во Всероссийской образовательной акции по определению уровня цифровой грамотности “Цифровой Диктант” приняли участие 330 148 чел., из них 128 499 чел. в возрасте старше 18 лет, 121 838 чел. — 14-17 лет и 79 811 чел. — 7-13 лет.
Среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2020 года составило 7,25 балла из 10 возможных. Наилучшие результаты продемонстрировали участники 7-13 лет и 25-34 лет (7,82 балла). При этом, во всех возрастных категориях, кроме 14-17 лет, мужчины демонстрируют результаты по цифровой грамотности выше, чем женщины. Наибольшее среднее значение уровня цифровой грамотности показали мужчины 25-34 лет (8,51 балла).
В 2020 году наблюдается рост вовлеченности в проект жителей регионов. На вызов проверить свои навыки в сфере информационных технологий в ряде регионов откликнулись свыше 20 тыс. человек. При этом, 60 регионов показали положительную динамику, их среднее значение уровня цифровой грамотности выросло по сравнению с прошлым годом. Прирост варьирует от +0,01 балла в Приморском крае до +1,66 балла в Курской области.
В числе регионов-лидеров по уровню цифровой грамотности в федеральных округах: в СЗФО — Санкт-Петербург (7,84 балла), в ЦФО — Тамбовская область (7,84 балла), в ПФО — Пензенская область (7,67 балла), в УФО — Свердловская область (7,96 балла), в ЮФО — Волгоградская область (7,76 балла), в СФО — Иркутская область (7,71 балла), в СКФО — Республика Северная Осетия — Алания (7,61 балла), в ДФО — Приморский край (7,39 балла). Лидерам Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов удалось сохранить за собой первенство с 2019 года.
В разрезе федеральных округов высокую вовлеченность показали жители Сибирского федерального округа, где в проекте поучаствовал фактически каждый 327-й житель. А также Центрального федерального округа – вовлечен каждый 350-й житель. Средняя вовлеченность населения в проект характерна для Уральского федерального округа (каждый 432-й житель – участник Цифрового Диктанта), а также Дальневосточного (каждый 450-й) и Приволжского (каждый 472-й). Более низкий на данный момент интерес к проекту наблюдается среди населения Северо-Западного (участвовал каждый 595-й житель), Южного (каждый 712-й) и Северо-Кавказского (каждый 846-й) федеральных округов.
Среди федеральных округов лидером по уровню цифровой грамотности стал Северо-Западный ФО (7,53 балла). На втором месте Центральный федеральный округ со средним значением уровня цифровой грамотности 7,33 балла. Замыкает тройку лидеров Приволжский ФО со значением 7,31 балла.
Алексей Комиссаров, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» рассказал о том, как можно применить на практике итоги “Цифрового диктанта”.
ОНФ уже второй год поддерживает «Цифровой диктант». Почему? Цифровые навыки сейчас очень важны, а в последний месяц они стали просто критически необходимы.
У многих возникают сложности с освоением новых технологий, особенно — у старшего поколения. Однако, по результатам “Цифрового диктанта” мы видим, что и у молодежи уровень цифровой грамотности далек от максимальных показателей, и нам всем есть чему учиться.
Отмечу также, что в первом квартале 2020 года количество киберпреступлений выросло почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нам важно сделать так, чтобы наши граждане чувствовали себя безопасно в интернете, знали, как не попасться на удочку кибермошенников. Региональные Исполкомы ОНФ информировали население регионов о том, что такое “Цифровой диктант” и приглашали жителей к участию. Важно не просто проверить уровень цифровых компетенций, но и поднять его.
Алексей Комиссаров отметил, что в этом году впервые в рамках акции на сайте диктанта была разработана Карта цифровых возможностей регионов. Почти 40 регионов представили информацию о более чем 700 программах и курсах повышения цифровой грамотности населения. 62% из них – это бесплатные программы, которыми могут воспользоваться любые желающие, чтобы свои навыки и компетенции улучшить. Многие курсы опубликованы на сайте цифрового диктанта.
Я надеюсь, что диктант будет продолжаться еще много лет. А мы все будем работать над повышением нашей цифровой грамотности с помощью появляющихся образовательных возможностей.
Отмечу, что регионам нужно обратить особое внимание на аналитику, представленную РОЦИТ по результатам Цифрового диктанта, и адаптировать имеющиеся предложения по повышению уровня цифровой грамотности населения.
Эльза Ганеева, менеджер по работе с государственными органами Microsoft рассказала, почему компании Microsoft поддерживает образовательную акцию “Цифровой диктант”:
Microsoft стремится принимать непосредственное участие в процессе повышения уровня цифровой грамотности.
В частности, мы уже не первый год являемся организатором “Цифрового диктанта”. Отмечу, что в этом году значительно выросла аудитория проекта. Кроме того, в этом году впервые приняли участие дети от 7 до 13 лет -- в этой категории больше всего отличников, что стало для нас приятным сюрпризом. Также, как инновационная компания, мы стараемся идти в ногу со временем и выделили в “Цифровом диктанте” блок, посвященный искусственному интеллекту. В целом популяризировать технологии очень важно, мы развиваем направление Data Science для школьников, объясняем, что это просто и доступно.
Олег Подольский, координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ» отметил роль проекта в государственной стратегии развития и Консорциума компаний цифровой грамотности:
Мы поняли, что вопрос цифровой грамотности остро стоит во всем мире еще в прошлом году, когда создали Консорциум цифроваяграмотность.рф.
В этом году акция проводилась, когда мир переходил в эпоху дистанционной экономики, и инструменты Цифрового диктанта оказались на острие востребованности. Компании, в том числе и члены Консорциума, увидели в акции возможности для измерения грамотности своих сотрудников. Отмечу активное участие в акции подростков — мы делаем большое дело, когда вводим культуру осознанного цифрового потребления среди наших детей, — и большую вовлеченность регионов: вместе с проектом развивается вся страна. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» стоит амбициозная задача – к 2024 году 40% населения должны владеть навыками цифровой грамотности, сейчас это только 27%. Такие инструменты, как Цифровой диктант, дают важный импульс к самооценке и рефлексии людей, повышают их в вовлеченность в цифровое потребление, мотивируют к развитию своих профессиональных компетенций, востребованных в цифровой экономике.
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК отметил важность проекта для интернет-бизнеса:
Главное направление деятельности РАЭК — консолидация и развитие интернет-отрасли в России. И за годы работы мы выработали абсолютный постулат: бизнесу выгодны грамотные пользователи. “Цифровой диктант” как раз помогает решать задачу повышения грамотности цифровых пользователей, а также выявлять слабые места в их онлайн-компетенциях. И поэтому РАЭК второй год подряд активно поддерживает проект.
Вторая задача, которую РАЭК решает в рамках проекта – исследовательская. Наш главный аналитический продукт “Экономика Рунета” из года в год описывает как сам Рунет, так и все что можно в нем изменить. Для формирования полной цифровой картины также очень важны знания о пользователях (кстати, аудитория Рунета сегодня составляет почти 100 млн человек), об особенностях их поведения, предпочтениях, потребительских трендах, медиапотреблении. Какими гаджетами они пользуются. Какие сервисы любят больше всего. И очень важно знать, где у пользователя могут быть проблемы или низкие компетенции. “Цифровой диктант” позволяет исследовать подобные феномены и пользовательские привычки. И дополняет наши знания об аудитории Рунета.
Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ рассказал об отраслевой поддержке Цифрового Диктанта:
Среди целей Координационного центра – поддержка социальных проектов, направленных на популяризацию и развитие интернета, а также на повышение киберграмотности пользователей всех возрастов. Один из таких проектов, партнером которого мы выступаем второй год подряд, - Цифровой Диктант.
На наш взгляд, эта акция не только дает представление об уровне информационной грамотности по разным срезам: от навыков владения компьютером до эффективного и, главное, безопасного использования IT-сервисов. Она также помогает узнать о пробелах в своих знаниях и дает стимул для дальнейшего развития в этой области, так сказать, для прокачки IT-умений. Ведь сегодня, особенно в условиях пандемии и вынужденной самоизоляции, виртуальная реальность стала буквально проводником во все сферы человеческой жизни: обучение, досуг, предпринимательство и проч. И без определенного набора знаний этот переход может даваться нелегко.
В Диктанте 2020 года Координационный центр выступил и в качестве автора: в список вопросов были включены два, посвященных национальному домену .РФ, который уже 12 мая отметит 10-летие. К сожалению, правильно ответить на эти вопросы смогли лишь единицы. Поэтому мы решили провести: на сайте КЦ - работу над ошибками, а на платформе Цифрового Диктанта – опрос на знание особенностей этого русскоязычного домена, крупнейшего среди кириллических IDN.
Также отмечу, что к юбилею .РФ мы запустили «исторический» ресурс 10.кц.рф и сайт Поддерживаю.рф – это уникальный и один из первых локальных проектов по теме универсального принятия многоязычных доменов с акцентом на поддержку кириллических доменных имен и почтовых адресов, прежде всего, в домене .РФ.
Екатерина Латыпова, Руководитель бизнес-направления Учитель, Учи.ру рассказала об актуальности повышения цифровой грамотности аудиторий всех возрастов:
В рамках проекта мы не только приняли участие в разработке тестовых заданий Диктанта, но и пригласили школьников, занимающихся на Учи.ру, принять участие в проверке своих знаний.
Радостно видеть, что учащиеся школ - дети 7-13 лет - продемонстрировали наилучшие результаты. Сегодня платформой Учи.ру пользуются более половины всех школьников России, 8 миллионов детей. Итоги Диктанта подтверждают, что использование онлайн-решений и технологий в процессе обучения позволяет развивать не только знания по тем или иным предметам, но и ключевую компетенцию 21 века - цифровую грамотность.
В этом году мы поддержали Диктант, создав решение и для взрослой аудитории.
Учи.ру совместно с РОЦИТ разработали курс по Цифровой грамотности, актуальный в том числе для педагогов общеобразовательных организаций и включающий в себя модуль по организации дистанционного обучения. Данный курс уже рекомендован всем субъектам РФ для обучения Центром компетенций «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Убеждены в значимости инициативы “Цифровой диктант” и верим в продолжение сотрудничества и крепкого партнерства всех участников акции.
Наталья Кравченко, директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ представила результаты Цифрового Диктанта участников Кружкового движения и рассказала об особенностях цифровой грамотности школьников:
В этом году совместными усилиями нам удалось привлечь к прохождению.
Диктанта около 200 тыс. детей и подростков. Это хорошая цифра, позволяющая делать объективные выводы об их уровне цифровой грамотности и оценивать их базовые цифровые компетенции.
Кружковое движение НТИ не перестаёт инвестировать в развитие цифровых компетенций у молодежи, приглашая ребят в разнообразные челленджи – например, по обучению программированию, разработке игр, созданию цифровых помощников и другие. В условиях самоизоляции они пользуются сверх популярностью.
Мы, безусловно, поддерживаем предложение коллег из РОЦИТ интегрировать задачи повышения цифровой грамотности, а также развития цифровых компетенций в образовательный процесс и предлагаем для этого кружковый формат. По поручению Президента России Владимира Владимировича Путина планируется создать сеть кружков на базе общеобразовательных школ по модели Кружкового движения НТИ, работа которых будет также способствовать развитию у детей сквозных компетенций, цифровых, в том числе.
Всероссийская образовательная акция по определению уровня цифровой грамотности "Цифровой Диктант" — это самая масштабная в России онлайн-проверка знаний в области цифровой грамотности.
Диктант состоит из вопросов, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (7-13 лет), подростков (14-17 лет) и для взрослых (18 лет и старше), и разделенных на 4 смысловых блока (3 основных и 1 дополнительный).
Первый блок посвящен основам цифрового потребления, а именно, различным устройствам и знаниям базовых программ и приложений. Второй – цифровым компетенциям (работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами). Третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств. Четвертый дополнительный блок – новым технологиям, включая искусственный интеллект и интернет вещей.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Официальный сайт: https://digitaldictation.ru/