15 мая 2020 года в рамках РИФ.онлайн состоялся Sharing economy Day под эгидой Бизнес-кластера “РАЭК / Sharing economy”. Модератором секции выступил руководитель Кластера Антон Губницын. Участники дискуссии обсудили, как развивается сфера экономики совместного потребления в эпоху самоизоляции и COVID-19. Спикеры поделились рецептами выживания и развития шеринг-сервисов, среди которых: работа в корпоративном сегменте наряду с B2C и С2С, предоставление закрывшимся бизнесам готовых онлайн-магазинов на шеринг-платформах, бартер вещей и услуг между пользователями.
Одна из самых пострадавших отраслей в Sharing economy оказался каршеринг, из-за запретов на использование краткосрочной аренды автомобилей по всей стране несмотря на то, что жители городов по мнению опроса каршеринг считают наиболее безопасным способом передвижения, в отличии от общественного транспорта.
"Из-за сложившейся ситуации, мы переориентировались на корпоративный сегмент. Это банки, клиники, супермаркеты, которые продолжают работать. Сегодняшняя ситуация породила большой спрос от корпоративного сегмента.
Мы используем это время, чтобы пересобраться. Больше нанимаем IT- разработчиков, чтобы могли приятно удивить наших пользователей. Перенаправили сотрудников на те участки работы, на которые раньше закрывали глаза. Часть парка планируем переориентировать на курьерские нужды," — Лориана Сардар, сооснователь (BelkaCar).
Уже сейчас понятно, что мир меняется и уже не будет прежним. Бизнес стремительно трансформируется. Привычные для людей модели поведения (работа, отдых, обучение, коммуникации с другими людьми, взаимодействие с офлайн- и онлайн-сервисами, с бизнесом и даже с государством) молниеносно поменялись, стали другими. Как следствие – онлайн-сервисы стараются успеть за возникшими потребностями, за изменившимся привычками и моделями потребления пользователей.
"Пандемия привела к формирования новых паттернов поведения. Мы ожидаем, что некоторые привычки, приобретенные в это время, сохранятся. У россиян появляется привычка к доставке товаров.
Кроме того, самоизоляция простимулировала рост осознанных временных покупок и сейчас формирует привычку покупать вещи в пользование на недолгий срок и перепродавать их, когда они уже не нужны.
Шеринговые платформы предоставляют малому и среднему бизнесу выход на широкую аудиторию, которая готова к покупке. Такие платформы становятся настоящими маркетплейсами. Также отмечу, что усиливается онлайнизация бизнеса - выход из оффлайн в онлайн и развитие услуг доставки товаров," — Анна Дробаха, директор по маркетингу (Avito).
"В целом ситуация сложная во всем мире. Мы ощутили кризис уже тогда, когда начали останавливались поставки (оборудования) из Китая. Мы сделали специальные станции для зарядки самокатов и другие интернациональные проекты во многих странах, например, ОАЭ, Франции. Однако все контракты сейчас приостановлены: встали продажи, поставки, появились кассовые разрывы.
Несмотря на трудности, мы рассматриваем работу с корпоративным сегментом. Кроме того, теперь мы можем посмотреть на внутренние процессы компании,переосмыслить многие моменты. Теперь все придерживаются юнит экономики, особенно в самокат-шеринге”, — Василий Быков, CEO (Samocat Sharing LLC).
“Мы увидели, что снизился средний чек поддержки: раньше поддерживали в среднем на 1300, сейчас чек составляет 1100 рублей. Транзакций стало больше. Количество запускаемых проектов возросло. Специфика проектов изменилась: многие проекты стали трансформироваться в онлайн (концерты, форумы, выставки).
Для того, чтобы как-то помочь в сложившейся ситуации, мы запустили спецпроект, направленный на поддержку бизнеса и социального предпринимательства, чтобы компании могли собирать деньги на своё существование — аренду, зарплаты сотрудникам”, — Егор Ельчин, руководитель школы краудфандинга (Planeta.ru).
“Когда в середине марта началась паника, наши продажи упали до нуля. Однако 30 марта после заявлений со стороны правительства за сутки мы получили более тысячи запросов на аренду спортивных тренажеров. Мы впервые столкнулись с тем, что нам не хватало инвентаря. В течение недели мы вели переговоры с хорошо известными фитнес-клубами о том, чтобы они помогли нам с размещением и арендой их “скучающего” инвентаря. Поэтому наша финансовая история более-менее выровнялась.
Благодаря тому, что у многих обнаружились излишки товаров, нарастает такое явление как бартер. Началась активная популяризация идеи обмена товарами. Есть такой инсайт, что сейчас готовятся две площадки по бартерным сделкам.Смею предположить, что шерингу кризис пошел на пользу”, — Людмила Булавкина,сооснователь (RENTMANIA).
“Наш проект наблюдает все процессы, которые происходят с продуктами питания. Это общепит, рестораны и онлайн-службы. С кафе и ресторанами сейчас не работаем. У розничных магазинов непредсказуемый объём остатков. Но мы к этому готовы.
Эта ситуация с пандемией показала проблему продуктовых остатков, тем более, что уровень жизни многих людей упал. Сейчас проблема в том, что у магазинов не развиты возможности собирать и передавать продукты”, — Анна Успенская, организатор (Фудшеринг Москва).
“Шеринг-модель идет в B2B сегмента, она создает больше ценности для участников рынка, так как имеет сетевой эффект. Мы занимаемся пулингом паллет, в России он появился только в 2017 году. Мы совместно используем оборотную тару. Производители товаров доставляют продукты питания к ритейлерам, те отдают освободившуюся тару — паллеты — нам. Мы несём ответственность за ремонт, обслуживание, и тара делает новый круг. В итоге срок жизни паллеты может продлеваться на десятилетие. В то время как купленная ритейлером паллета может быть использована всего один раз. Пулинг серьезно снижает экологический след ”, — Андрей Писарцов, генеральный директор (CHEP).
“Модель совместного использования показала свою важность в изменившейся жизни людей. И в быту, в домохозяйствах, и в бизнесе – где сейчас есть простой неиспользуемого оборудования, помещений. Поэтому общий диагноз: ожидаем дальнейшего роста шеринг-экономики, новых сервисов — где-то несмотря, а где-то благодаря кризису”, — Антон Губницын, кластер Sharing Economy (РАЭК)
И уже после завершения секции стало известно, что правительство Москвы и Роспотребнадзор обсуждают возможность частично разрешить работу каршеринга - при условии минимального срока аренды автомобиля от 5 дней.
“Мы планируем разрешить работу операторам каршеринга при условии, что их автомобили будут брать в аренду минимум на 5 дней. То есть это предложение действует для тех, кто имеет рабочие пропуска. Номер пропуска нужно будет ввести в приложении оператора каршеринга перед началом аренды. Второе условие — это строгое соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению противоэпидемических мероприятий”, — комментирует заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Источник: http://www.akm.ru/rus/news/2020/may/15/ns_6588600.htm
Бизнес-кластер “РАЭК / Sharing economy” направлен на выработку консолидированной позиции компаний данной сферы и регуляторов, а также разработки законодательных и регуляторных мер, отвечающих запросам потребителей и участников рынка. Участники Кластера ставят перед собой задачу создать комфортную бизнес-среду для устойчивого развития сферы экономики совместного потребления в России, привлекая к диалогу сообщество пользователей, бизнес и государство.
Подробнее: https://raec.ru/clusters/sharingeconomy/